Мерещится медведица

Глaвныe интриги спискa нoминaнтoв нa прeмию «Oскaр»
Oстaльныe сeмь выдвижeнцeв нa сaмый глaвный «Oскaр» пoкa чтo oбрeчeны xoдить в aндeрдoгax. Лeснaя эпoпeя «Выжившeгo» нoминирoвaнa и вoвсe в 12 кaтeгoрияx — причeм в стaтусe фaвoритa нa звaниe лучшeгo фильмa гoдa. Aмeрикaнскaя кинoaкaдeмия нaзвaлa нoминaнтoв нa прeмию «Oскaр» — ужe трaдициoннo пoрoдив дeсятки мeмoв o нaдeждax Лeo и игнoрe aфрoaмeрикaнцeв. ДиКaприo или Фaссбeндeр? Стaллoнe или Xaрди? Зaслужившeму 10 нoминaций «Бeзумнoму Мaксу», скoрee всeгo, пoмeшaeт oткрoвeннaя рaзвлeкaтeльнoсть сoдeржaния, а драме о расследовании педофилии в католической церкви «В центре внимания» — напротив, чрезмерная, до публицистичности, серьезность. Есть ли шансы у конкурентов «Выжившего»? В прошлом году его «Бердмэн» получил девять номинаций, победив в четырех из них, включая самые престижные. «Марсианин» или «Безумный Макс»? The Weekend или Сэм Смит? Майдан или Уайнхаус? «Лента.ру» обозначает главные интриги «Оскара»-2016.  Кадр из фильма «Марсианин» 1/3
Особенно если голосующие вдруг решат наградить другого выжившего — Мэтта Дэймона в «Марсианине» (он, в отличие от Ди Каприо, хотя бы шутил). На этот вопрос хочется, наконец, ответить: «Никто» — тем более, что год на эффектные главные мужские роли выдался действительно слабый, и уж точно никому, кроме Ди Каприо, не пришлось есть ради искусства сырую печень, а главное, месяцами терпеть двадцатиградусный мороз и недовольство Тома Харди. Или, взглянув на iPhone в руке, почтят память Стива Джобса и одарят сыгравшего создателя Apple Майкла Фассбендера.  Кадр из мультфильма «Мы не можем жить без космоса» Впрочем, помня о том, как в свое время Академия держала на сухом пайке Питера О’Тула, восемь раз претендовавшего на премию и не побеждавшего ни разу, можно предположить, что и пять безуспешных заходов Лео на награду (Хью Гласс принес ему шестую номинацию) — не предел.
Поэтому его шансы на «Оскар» представляются вполне весомыми, даже несмотря на то, что среди конкурентов — детища могучей студии Pixar («Суперкоманда Сунджая») и культового инди-мультипликатора Дона Хертцфельда («Мир будущего»). Куда меньшим сюрпризом стала бы победа Сильвестра Сталлоне, который в роли Рокки Бальбоа в «Криде» выдал полноценный мастер-класс по возвращению человечности герою, давно превратившемуся в плакат. Мало что академики ценят так же высоко, как истории трагедий в шоу-бизнесе, — и мало в современном шоу-бизнесе было судеб, более трагичных, чем у Эми Уайнхаус. Самую серьезную конкуренцию Слаю составит Марк Райлэнс и его мощный перформанс в роли Рудольфа Абеля из «Шпионского моста» — но, надо думать, возможности наградить одну из своих главных звезд Голливуд не упустит. В отличие от этой схватки, его бой за победу в номинации «Лучший актер второго плана» должен получиться равным. Среди номинантов здесь есть и кино, относительно злободневное, — посвященная Майдану «Зима в огне» Евгения Афинеевского, но шансы ее на итоговую победу, прямо скажем, не высоки: слишком уж однобокой, до агитки, получилась эта хроника событий на Украине зимой 2014-го. Скорее всего, «Оскар» достанется или анализирующему последствия индонезийского геноцида полувековой давности «Взгляду тишины» Джошуа Оппенхаймера (хотя куда больше награды заслуживал его предшественник «Акт убийства»), или проникновенной «Эми» Азифа Кападия. Строго говоря, само попадание Харди в эту категорию — неожиданность.  Кадр из фильма «Кэрол» 1/3 Российское кино второй год подряд претендует на «Оскар» исключительно благодаря гению Константина Бронзита, продолжающего снимать качественные, умные, современные мультфильмы, будто не замечая того ужасающего состояния, в котором уже не первое десятилетие пребывает отечественная киноиндустрия вообще и анимация в частности. Быть ли третьему «Оскару» Кейт Бланшетт и второму Кейт Уинслет? Любовь или конъюнктура победят в документальной номинации?
Другие номинанты — Леди Гага, The Weeknd и Энтони Хегарти — тоже, прямо скажем, не входят в число самых прогрессивных музыкальных умов современности. Когда на «Оскар» будут претендовать хорошие песни? Категория «Лучшая песня к кинофильму» продолжает исследовать дно современной поп-культуры — на фоне номинантов 2016-го шедеврами кажутся даже побеждавшие в свое время опусы Three 6 Mafia и Брета Макензи. Самая яростная борьба на «Оскаре» в этом году развернется в женских номинациях — в Голливуде по-прежнему щедрее платят мужчинам, но интересных, сложных героинь сценаристы теперь придумывают заметно больше, чем раньше. По-хорошему, по статуэтке заслужили и Кейт Бланшетт за эпохальный лесби-выход в «Кэрол», и Дженнифер Лоуренс за несгибаемую сатиру «Джой», и выразившая в драме «45 лет» всю боль обыкновенной женской доли Шарлотта Рэмплинг — причем у нее, в отличие от Лоуренс и Бланшетт, статуэтки пока нет. В этом году среди претендентов фигурирует песня Сэма Смита к «007: СПЕКТР» — возможно, худшая в истории бондианы; более того, именно ей достался «Золотой глобус».  Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка» 1/3 Кого «Оскар»-2016 обидел больше всех? А представьте, какая увлекательная борьба развернулась бы в этой категории, если бы Академия отказалась от условия оригинальности (то есть факта сочинения песни для конкретного фильма)! Не станет неожиданностью и победа Бри Ларсон, чья игра — не только лучшее, что есть в хмурой инди-драме «Комната», но и буквально база, вокруг которой строится эта история похищенных матери и сына.
А вот чем утешатся проигнорированные в сценарных номинациях мастера слова Аарон Соркин («Стив Джобс») и Квентин Тарантино («Омерзительная восьмерка»), страшно представить. А еще никогда прежде так не бросалось в глаза отсутствие у «Оскара» приза «Лучший медведь года» — все мы понимаем, чье появление в кадре на самом деле принесло «Выжившему» его 12 номинаций. Но их обиду в будущем наверняка немного скрасят специфически афроамериканские BET Awards. Киноакадемия по-прежнему щеголяет выдающейся расовой слепотой, игнорируя достижения афроамериканских режиссеров и актеров.  

Денис Рузаев

Источник: lenta.ru Как минимум номинаций в этом году заслуживали «Крид» и его звезда Майкл Б. Совсем уж возмутительно отсутствие среди фигурантов категории «Лучшая режиссура» Ридли Скотта — который в «Марсианине» вновь продемонстрировал мастерство, невиданное со времен «Гладиатора».