Как побеждают лузеры

Приз зa лучшую жeнскую рoль дoстaлся Eлeнe Лядoвoй, сыгрaвшeй в фильмe «Oрлeaн», лучшaя мужскaя рoль — у Eркeбулaнa Дaйырoвa из фильмa «Шлaгбaум». В дoкумeнтaльнoм кинo глaвными сoпeрникaми, кaк мoжнo дoгaдaться, были китaйскo-фрaнцузский «Юный пaтриoт» и «Зeмля кaртeлeй» прoизвoдствa Мeксики и СШA — приз пoлучил пoслeдний. Всeгдa можно спорить о том, насколько справедливо были распределены призы. Чуть позже стало известно, что один из членов большого жюри, режиссер Алексей Федорченко, предлагал отметить картину Миндадзе, но никто его не поддержал. «Если они долго спорили из-за короткометражного кино, мы в полнометражном решили все очень быстро» — сообщил Жан-Жак Анно. Отдельной удачей можно считать то, что награды во всех номинациях получили сами лауреаты или их коллеги по съемочной группе, а не представители посольств и культурных центров: режиссер Ивайло Христов, уже улетевший в Софию, вновь вернулся в Москву специально для того, чтобы принять «Золотого св. Большое жюри в своих мнениях оказалось почти единым. В жюри, судившем документальный конкурс и конкурс короткого метра, возникли разногласия — это стало понятно уже по выступлению армянского режиссера Арутюна Хачатряна, вручавшего приз за короткометражный фильм «Метод ведения наблюдения снайпером» корейскому режиссеру Киму Юнха. И даже государственный чиновник и потомок классика русской литературы не читал речь по бумажке, а проявил искреннюю радость и уважение, вручая награду классику французского кино.  Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Петр» Единственный приз, который в этой ситуации можно рассматривать, скорее, как утешительный — «Твердый знак» от журнала «Коммерсантъ» «за сочетание таланта, профессионализма и актуальности». Подведены итоги 37-го Московского международного кинофестиваля.Церемония закрытия 37-го ММКФ была одной из самых удачных за последние годы. Награждение прошло быстро, речи не утомляли, музыкальные номера хорошо смотрелись. За лучшую режиссерскую работу отметили Фредерикке Аспек, фильм «Росита». Георгия». Спецприз жюри получила Ирина Евтеева за «Арвентур», а главная награда фестиваля досталась болгарским «Лузерам».
В этом году московское жюри в своих предпочтениях совпало со зрителями: по результатам голосования на приз зрительских симпатий «Лузеры» лишь немного уступили сербскому фильму «Анклав» и оказались на втором месте в рейтинге. Этот выбор еще раз продемонстрировал, что деление аудитории на профессионалов, критиков и «простых зрителей» весьма условно. А также оценило «Арвентур» с его западно-восточной литературной основой и необычной стилистикой изображения, сочетающей игровое кино, живопись и анимацию. Тема Востока и Запада может иметь продолжение: режиссеру Ирине Евтеевой предложили подумать о совместном с Германией производстве нового фильма — экранизации литературной классики. Заметим, что подражать первым трем, по крайней мере, внешне, несколько проще, поэтому так часто и поступают молодые режиссеры. Кроме того, «Лузерам» достался и главный приз жюри российской критики. Во многом фильм обязан своим успехом и исполнителю главной роли Ованесу Торосяну — это почти Бастер Китон, только с восточным акцентом. Призеров даже таких фестивалей, как Каннский или Венецианский, часто ждет лишь ограниченный прокат или программа «Культ кино с Кириллом Разлоговым». Здесь можно увидеть определенную позицию. Означает ли это, что фильм потерпел неудачу? Решение жюри можно объяснить традиционными вкусами его председателя, но в то же время логика раздачи призов отмечает еще одну тенденцию современных кинофестивалей. Только через несколько месяцев французские критики объявили фильм шедевром. Кроме того, ситуация с тем, как приняли в Москве «Милого Ханса…» чем-то напоминает прием, оказанный в Каннах фильму Алексея Германа «Хрусталев, машину!» в 1998 году — тогда из зала дружно уходили и журналисты, и зрители на официальном показе. Когда-то они собирали избранных кинематографистов и киноманов, теперь все больше стремятся, по выражению одного из отборщиков, «выйти из гетто киноклубов», привлечь публику. В этом смысле между стремлением быть не как все и понравиться всем приходится выдерживать правильную пропорцию.  Александр Миндадзе Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости Режиссер Александр Миндадзе во время пресс-конференции, посвященной фильму «Милый Ханс, дорогой Петр», в рамках 37-го Московского международного кинофестиваля. Но если фильм Миндадзе представляет собой сложный маньеристский эксперимент, то Анно, несмотря на свое восхищение Эйзенштейном, верен классической мелодраме, и в предпочтениях жюри проявился его собственный режиссерский почерк. Успех определяется не только отзывами ведущих критиков, но и количеством зрителей в зале. Анно, вспомним хотя бы «Любовника» или «Семь лет в Тибете». Заметим, что тема «Милого Ханса…» — взаимоотношения Востока и Запада — отчасти близка Ж-Ж.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о